РЕГИОН: РОССИЯ
ТОВАРОВ К СРАВНЕНИЮ: 0
КАБИНЕТ
СКИДКИ

Виниловые проигрыватели: почему мы это слушаем?

Бабак Наталия 813

1_prev.jpg3_prev.jpg

Многие, не задумываясь, скажут: «Винил слушать модно, это престижно и круто!» Но ведь во всём модном должно быть какое-то рациональное зерно. Либо тенденция создаётся искусственно, когда не удаётся распродать какой-то товар, либо появляется что-то новое, но настолько практичное или симпатичное, свежее и новое, что идёт сразу нарасхват. В качестве первого примера можно привести нагнетание страстей вокруг ламповой аппаратуры, якобы она звучит всё-таки правильнее транзисторной. Этот удачный рекламный ход помог выгодно использовать нераспроданные по всему миру радиолампы, которые можно было списать и выбросить. И что уж говорить об оборудовании для их изготовления! Вторым примером может служить, например, мини-юбка. И красиво, и практично, и экономия материала и времени на шитьё – налицо.

7_prev.jpg

А вот с винилом всё иначе. Здесь речи не идёт о реализации нераспроданного оборудования и собственно аудиоаппаратуры, потому что создаются новые и новые проигрыватели виниловых дисков, которые ещё каких-то 10–20 лет назад ласково называли «вертушками». Только это «вертушки» нового поколения, и если это даже простейшие переносные проигрыватели, то и у них всегда можно с радостью обнаружить диапазон воспроизводимых частот от 20 Гц до 20 кГц, то есть всё то, что только способно слышать человеческое ухо! И это даже не оговаривается. Более того, записываются качественные виниловые диски, которые ранее называли грампластинками или «пластами». Значит интерес к винилу – рационален. И вот почему.

Цены в интернет-магазинах:
Мэдисон Сушуар "Imagine" Мэдисон Сушуар "Imagine" Medicalmag 16 900 Р

Истинному меломану тяжело слушать современные «сжатые» форматы, вроде mp3. И дело здесь вовсе не в ущербности самих форматов, а в том, как вещь была оцифрована. Когда появились первые компакт-диски, это было революцией, так как на них была просто оцифрованная, безо всякого сжатия, музыка. Но и тогда уже была заметна разница в качестве звучания. Но когда в погоне за большими объёмами информации на одном носителе музыку стали «ужимать», то зачастую её компрессировали, если у неё был высок динамический диапазон. Например, когда играет симфонический оркестр, это всегда и большая динамика по громкости, и высокий частотный разброс. Если и от того, и от другого постараться избавиться, то звучание становится каким-то нереальным, ненастоящим, «пластмассовым». Чуть неверно выставил ручки эквалайзера, задал не совсем те параметры при оцифровке – и музыка становится какой-то неживой, теряет сочность и яркость звучания. Виниловый диск же – это полностью аналоговый звук, к нему невозможно применить каких-либо ошибочных алгоритмов шумоподавления, оцифровки и сжатия. Вот именно эта натуральность и сделала диски и проигрыватели для них живучими.

Что такое современная «вертушка»?

2_prev.jpg

Как уже было сказано выше – это аппарат, выдающий частотку от 20 Гц до 20 кГц. Но ещё и устраняет то, что в своё время побудило создать лазерные проигрыватели – щелчки от царапин на диске. Для начала – это выверенная механика, которая очень мягко и аккуратно «сажает» тонарм на виниловую пластинку. Во многих проигрывателях есть возможность подстроить эту механику так, чтобы тонарм не проскальзывал. В ряде случаев это называется «антискатингом», в других – «антискейтингом», но суть от этого не меняется. То есть диск царапается меньше, значит и щелчков будет тоже меньше.

У виниловых проигрывателей было одно явное преимущество перед магнитофонами: переместить тонарм с дорожки на дорожку можно было мгновенно. Но именно от этого, в большинстве случаев и царапался диск. Сейчас всё-таки какое-то время уходит на то, чтобы микролифт опустил тонарм на диск, однако по сравнению с перемоткой магнитофона это всё равно ничтожно малое время, а вот переключение треков на компакт-диске происходит примерно с той же скоростью.

Из современных моделей виниловых проигрывателей сейчас можно отметить аппараты, выпускаемые компаниями Denon, Audio-Technica, Pro-Ject, Ricatech, TEAC и другие. Некоторые из них позволяют сразу же оцифровывать звук, записывая его на флешку или SD-карточку. Компанией Ricatech представлена целая линейка «ретро-игрушек» в старинных на вид корпусах. Однако под этой оболочкой кроется весьма современное оборудование, кстати, иногда и оцифровывающее звук.

Для чего нужны фонокорректоры?

Раньше, имея дома проигрыватели, мы и не задумывались на ту тему, что может понадобиться ещё какое-то устройство, которое, грубо говоря, придётся вставлять между проигрывателем и тем аппаратом, на который должен подаваться звуковой сигнал. И сама «вертушка» на своём выходе выдавала такой сигнал, который имел достаточное напряжение, чтобы быть записанным на магнитофон или усиленным усилителем мощности, работающим на колонки или репродукторы. Сейчас же в продаже можно встретить виниловые проигрыватели в виде дек, а не устройств с усилителем, доводящим звук до «кондиции». По сути, такие проигрыватели только преобразуют информацию, записанную механическим методом, в электрический аудиосигнал. Но та мощность, которую можно получить с пьезоэлемента, не так уж велика. Соответственно и напряжение сигнала небольшое. Во что это выливается на выходе, понятно любому: запись звучит очень тихо.

4_prev.jpg

Фонокорректор – это просто усилитель, который работает со слабым звуковым сигналом, выдаваемым проигрывателем-декой. Кстати, сильнее всего ощущается необходимость в таком усилителе, когда надо прослушать старый диск иностранного производства. Так, например, некоторые болгарские диски звучат намного «провальнее» в плане громкости, по сравнению с советскими. Видимо, стандарты тогда были неодинаковыми. Поэтому фонокореектор – прибор, который в состоянии «вытянуть» звук – очень пригодится тем, кто захочет оцифровать всю свою коллекцию грампластинок.

Слушать или оцифровывать?

Некоторые меломаны покупают современную «вертушку», чтобы при новых её возможностях оцифровать диски и слушать их с компьютера или CD-проигрывателя в несжатом аудиоформате. Но многие, покупая проигрыватели, надеются неоднократно переслушать на них всю свою старую коллекцию. А пластинки-то уже исцарапаны! Как раз для этого у многих проигрывателей предусмотрена запасная игла. То есть, с одной иглой вы слушаете новые диски, к которым относитесь бережно, а с другой иглой – старые, так как некоторые царапины и сколы могут быть глубокими и слегка повредить иглу, которая, в свою очередь, пойдёт «пахать» новые пластинки. Впрочем, надо осознавать ещё одну вещь: игла, которая приспособлена для прослушивания дисков на 78 об/мин, категорически не годится для сорокапяток и дисков, рассчитанных на 33 об/мин. Кто бы это раньше объяснил потребителю, ведь тогда, лет 20–30 назад, массово дослушивали эти пластинки на «семьдесят восьмой» игле, когда выходила из строя «тридцать третья».

5_prev.jpg6_prev.jpg

Для чего же существует 78-я игла? Чтобы слушать старые бьющиеся пластинки из шеллака. Этот материал напоминает керамику, он твёрже винила, а сама пластинка – толще. Значит и игла должна быть тоже крепче. Канавки у таких пластинок «заточены» под монозвучание, ведь стерео у нас появилось гораздо позже – где-то в 70–80-е годы прошлого века. Вот и иглы для современных дисков сделаны под стереозвучание. Одна иголочка имеет два глядящих в разные стороны окончания, которые и снимают – каждое со своей стороны дорожки – сигнал. Стороны же – несимметричные, и на каждой из них свой канал. Получается, что 78-я игла не только неспособна воспроизвести стереозвучание, но и может «ранить» современный диск.

Комментарии
Добавление отзыва
Ваше имя:
Комментарий: